Когда вы думаете о плакатах коммунистической эпохи, вы думаете о советских солдатах и рабочих, принимавших вызывающие позы. Но мир за железным занавесом простирался далеко за пределы СССР. Некоторые из самых выразительных, значимых и оригинальных плакатов того времени на самом деле пришли из Польши, и они сильно отличаются от того, что вы могли ожидать.
Харриет и Сильвия, также известные как Projekt 26 , – британо-польский дуэт, посвятивший себя возрождению этого новаторского, но малоизвестного направления в искусстве. Базируясь в Лондоне, они специализируются на приобретении оригинальных винтажных плакатов из Польши, а также на переизданиях ограниченного тиража классических дизайнов, напечатанных в Польше при полном разрешении художников и их семей. Цены на действительно редкие и знаковые вещи начинаются от 10 до 1000 фунтов стерлингов.
Харриет рассказывает о том, что особенного в их старинных польских плакатах, и о том, как они с Сильвией начали этот уникальный проект.

Что такого особенного в этих винтажных постерах?
Послевоенные польские плакаты советской эпохи (1945–1989) не похожи ни на какие другие. Они были новаторскими во многих отношениях. Они превратили плакаты из простых рекламных инструментов, предназначенных для привлечения внимания прохожих, в поистине оригинальные и продуманные произведения искусства, предназначенные для «чтения», они полны подрывного остроумия, символизма и смысла.
Художники использовали свои работы, чтобы выразить свое презрение к советскому режиму и против применения насилия, но делали это с юмором и обаянием, и всегда достаточно тонко, чтобы обойти цензуру.
Они также избегали традиционных макетов и иерархии, объединяя шрифт и графику, а не рассматривая их как отдельные элементы. Отчасти это могло быть из-за того, что шрифты не были доступны, поэтому каждая буква была нарисована от руки.
Плакаты связывают нас с прошлым и говорят с нами в настоящем. Дизайн такой же поразительный, как и прежде, и такой же актуальный.

Почему этого стиля больше нигде не было?
Несмотря на то, что польские плакаты советской эпохи родились во времена великих репрессий, польские художники пользовались непревзойденной творческой свободой. Возникло множество обстоятельств, которые больше никогда не повторятся.
Хенрик Томашевский, отец-основатель Польской школы плаката, заключил сделку с коммунистическим государством, которая изменила курс современного графического дизайна. Когда к нему обратились представители Министерства искусства и культуры с просьбой разработать плакат к фильму, он сказал, что сделает это только в том случае, если ему будет предоставлена полная художественная свобода действий.
Они согласились. Единственное правило заключалось в том, что он и последующие художники плакатов не должны поступать так, как это делалось на Западе. И пока художники избегали политики, они были предоставлены самим себе.
После войны в польских городах были возведены заборы вокруг многочисленных бомбоубежищ, которые стали уличными галереями для плакатов.
Последовательные поколения самых высококвалифицированных художников Польши сосредоточили свои таланты на этом единственном средстве. Для художников не существовало альтернативного коммерческого выхода. Но также не было никаких творческих ограничений, наложенных коммерческими боссами.
Польские плакаты, которые мы собираем, в целом смелые, веселые и красочные, но стилистически польские плакаты очень разнообразны. Также были очень мрачные и сюрреалистические рисунки. Их объединяет душевность, которую невозможно воспроизвести, и подлинная оригинальность, которой все еще удается удивлять и радовать нас по сей день.

Projekt 26: зарождение
“Мы с Сильвией знали друг друга лишь мимоходом, потому что наши дети учились в одном классе начальной школы. Я заскочила к ней домой, чтобы что-то оставить, осталась выпить чашку чая, которую я выпила на ее диване под цирковой афишей 1979 года Тадеуша Йодловски «Девять львов» – а остальное уже история. Мы поговорили о плакате: для меня это была любовь с первого взгляда. Так родилась идея Projekt 26.
К следующему дню мы, вероятно, обменялись примерно сотней сообщений в WhatsApp, так как мы все больше и больше волновались и не могли остановиться! С самого начала это был абсолютный энтузиазм.
Как только мы начали исследовать историю создания плакатов, мы поняли, что наткнулись на нечто невероятное. Невероятно, но в Великобритании не было других арт-дилеров, рассказывающих эту историю.”

- Почему вы хотели воплотить этот проект в жизнь?
Освещение истории плакатов – ключевая часть того, что мы делаем. Наша миссия – добиться признания художников, которых они заслуживают. Их имена должны быть так же известны западным современникам, как Сол Басс или Пикассо. Польскую школу плаката следует преподавать на курсах искусства и графического дизайна наряду со Швейцарской школой плаката и поп-арта.
Но всё движение действительно затронуло наши сердца. Я была так подавлена Брекситом. Мне нравится, что с помощью нашей работы мы можем отметить культурное наследие Польши и бросить вызов предубеждениям о Восточной Европе. Уважая историю и прославляя ценность искусства, мы, хоть и по-своему, можем отстаивать свободы и позитивные ценности, в которые верим.

- Не могли бы вы рассказать нам о своем опыте?
Сильвия приехала в Лондон около 16 лет назад. Она всегда любила дизайн, но работала везде. В последний раз ее видели работающей в корпоративном отделе кадров, где платили намного больше, чем за винтажные плакаты, но это никогда не приносило удовлетворения.
Тем временем я работала на телевидении продюсером-разработчиком. Затем, около шести лет назад, я серьезно заболела, после чего решил переквалифицироваться на графического дизайнера, чем я всегда хотела заниматься. Это было летом, сразу после выпуска, когда мы основали Projekt 26. В то время я также работала внештатным копирайтером.
Сейчас мы оба работаем над Projekt 26 полный рабочий день. Я делаю все копии и дизайн, а Сильвия – королева поставщиков. Мы как группа из двух человек и делаем все, что нам нужно! В настоящее время мы работаем над некоторыми действительно захватывающими совместными проектами, и нам нравится, что мы никогда не знаем, куда нас приведут наши приключения. Мы также встретили так много безумно милых и творческих людей на своем пути.
За последние несколько лет мы подружились с крупными владельцами галерей, коллекционерами и экспертами в области плаката в Польше, с которыми мы очень тесно сотрудничаем. Мы также встречаем как можно больше выживших художников и семьи тех, кто, к сожалению, уже умер.

- Что вы можете рассказать о Projekt Mkt?
В мае мы запустили собственный рынок винтажных плакатов. Это было спонтанно возникшей идеей после ковидной блокировки, но нас поддерживал дух Польской школы художников-плакатов, которая открыла первый в мире Музей плаката в Варшаве в 1960-х годах.
Насколько нам известно, рынок винтажных плакатов был первым в своем роде в Великобритании.

Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.