7 марта исполнилось 15 лет со дня кончины Гордона Паркcа. Фотографа, музыканта, кинорежиссера и активиста всегда будут помнить как «одного из величайших фотографов двадцатого века». В галереи Джека Шейнмана в Нью-Йорке прошла выставка: Гордон Паркс: Половина и целое (Gordon Parks: Half and the Whole) (7 января – 20 февраля), где были представлены работы черно-белых и цветных фотографий за 1942-1970гг.
Среди множества изображений были сцены протестов, спровоцированных расовой несправедливостью в 60-х годах, сопровождаемые эссе Джелани Кобб, номинированной на Пулитцеровскую премию. Без сомнения, Гордон Паркс запомнится как провидец, отдавший свою жизнь исправлению ошибок общества, хотя это и была трудная задача. Сосредоточившись на расовых отношениях, бедности, гражданских правах и городской жизни, он оставил после себя работу, которая сегодня так же важна, как и в 40-х и 50-х годах.
В сотрудничестве с Фондом Гордона Паркcа галерея Джека Шейнмана организовала выставку, состоящую из двух частей, охватывающую творчество покойной легенды. Фонд Гордона Паркс хранит работы фотографа Гордона Паркс, делая их доступными для публики через выставки, книги и электронные средства массовой информации, одновременно поддерживая художественные и образовательные мероприятия, которые продвигают то, что Гордон назвал «общим поиском лучшей жизни и лучшего мира».
Родившийся в бедности и сегрегации в Форт-Скотт, штат Канзас, в 1912 году, Паркса привлекла фотография в молодости, когда он увидел изображения рабочих-мигрантов в журнале. Купив фотоаппарат в ломбарде, он сам научился им пользоваться. Однажды он сказал знаменитую фразу: «Я увидел, что фотоаппарат может быть оружием против бедности, против расизма, против всевозможных социальных нарушений. В тот момент я знал, что мне нужен фотоаппарат». Одним из его многочисленных подвигов было фотографирование таких фигур, как Мухаммед Али, Малкольм Икс, Адам Клейтон Пауэлл-младший и Стокли Кармайкл. Его самые известные изображения, например, «Американская готика» и «Молодой человек», отражают суть его активности и гуманизма и стали знаковыми и определяющими для его поколения.
Сейчас, более чем когда-либо, когда мир злобно смотрит на Америку и опыт афроамериканцев в целом, работа Паркса находит отклик и дает представление о том, насколько все изменилось – если вообще изменилось. Серия «Человек-невидимка и история сегрегации» Паркса. «Самая ранняя фотография на выставке, поразительный портрет Маргарет Берроуз 1948 года – писательницы, художника, педагога и активистки, изменившей культурный ландшафт Чикаго, – показывает, как Гордон Паркс уникально понимал важность демонстрации как побед, так и борьбы афроамериканской жизни», – говорится в галерее Джека Шейнмана.
Для тех, кому не посчастливилось увидеть выставку лично, галерея Джека Шейнмана предоставила видео, позволяющее исследовать, не выходя из собственного дома. Даже через экран мощность, которая течет от каждого изображения, по-прежнему сильна и необходима, как и прежде. Вспоминая влияние и страсть Паркса через 15 лет, важно помнить, что изменения еще предстоит сделать, и если нам когда-либо понадобилось напоминание или какое-то вдохновение – что ж, вот оно.